821 просмотров

3-хмерное моделирование, стеганография и шифрование – очередные темы проекта «Школа – Вуз – Предприятие»

23 ноября в Саровском физико-техническом институте (СарФТИ) НИЯУ МИФИ были организованы новые профессиональные пробы.
В профпробах конца ноября приняли участие около 30 учащихся школ № 7 и 10 города Сарова.

На занятии по «Моделированию в КОМПАС-3D» школьники сумели создать объемную трехмерную модель монеты с индивидуальной надписью и символом «атома». На занятии по основам криптографии и информационной безопасности участники с помощью специального ПО и под руководством наставников обучились зашифровывать информацию в изображении.

 

 

3D-моделированием с ребятами занимались преподаватель кафедры «Общетехнические дисциплины и электроника» (ОТДиЭ) Максим Калинин, а также студент Сергей Николаев (гр. УТМ-13). Наставники подготовили наглядную презентацию и объяснили школьникам суть и технические действия при создании объекта в программе «КОМПАС-3D». На следующих занятиях участники проекта смогут получить в подарок свои авторские монетки, распечатанные на 3D-принтере.

Профпроба по основам криптографии была построена в формате диалога об истории шифрования. Ведущий профпробы – Дмитрий Николаев (доктор тех. наук, ведущий научный сотрудник КБ-3 РФЯЦ-ВНИИЭФ, заведующий кафедрой «Радиофизика и электроника» СарФТИ НИЯУ МИФИ) – рассказал об основанных этапах развития шифрования, и даже изготовил несколько зашифрованных сообщений прямо в процессе лекции. Изучив старинные методы шифрования, участники перешли к современным инструментам.  С помочью программы OpenPuff участники «прятали» свои секретные сообщения в файлах картинок – осваивали метод стеганографии в цифровых изображениях. Применению этого метода их обучил заведующий лабораторией «Безопасность информационных и технических систем» кафедры «Радиофизика и электроника» СарФТИ НЯИУ МИФИ и сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ —  Борис Красильников. Выполняя задание, школьники попутно знакомились также с вопросами информационной безопасности и перспективами применения шифрования в работе и быту.

Эти две профессиональные пробы понравились восьмиклассникам – поскольку всего за пару часов они смогли справиться с задачами, с которыми до этого не сталкивались. Новые задачи, уже в сфере программирования и визуализации научных данных будут ждут их в первый четверг декабря.