1 357 просмотров

Представители СарФТИ обсудили вопросы просветительства и популяризации науки в Общественной палате РФ

27-28 июля в Общественной палате РФ состоялись встречи в формате круглых столов, тема обсуждения которых звучала так: «Просветительство и популяризация науки: что общего и в чем разница?». Мероприятие организовано Российской ассоциацией содействия науке (РАСН, Председатель Президиума Е.П. Велихов) в рамках реализации проекта Российского общества «Знание» (РОЗ). Организатор — Комиссия Общественная палата РФ по развитию образования и науки. Модераторы — к.б.н., член Президиума – исполнительный директор РАСН Денис Андреюк, д.пед.н., к.ист.н., депутат ГД РФ Любовь Духанина.

К участию были приглашены эксперты в области науки и образования, сотрудники пресс-служб научных организаций и вузов, члены редколлегий информационных агентств и печатных научных изданий, журналисты, блогеры. Собравшихся приветствовали представители Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ. От НИЯУ МИФИ присутствовали представители пресс-службы и студенческого Медиацентра. Региональные филиалы НИЯУ МИФИ представили два вуза – Саровский физико-технический институт (СарФТИ НИЯУ МИФИ, Саров, руководитель СарФТИ НИЯУ МИФИ Анна Сироткина и зав. библиотекой Елена Юткина) и Северский технологический институт (СТИ НИЯУ МИФИ, Северск, ведущий инженер УСО и СВР Сбитнева Марина).

27 июля состоялся первый круглый стол на тему «Просветительство и популяризация науки: что общего и в чем разница?». В докладах своими мнениями, наблюдениями и практическим опытом с аудиторией поделились специалисты по научным коммуникациям: заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН Владимир Иванов, руководитель отдела «Наука» МИА «Россия сегодня» Анна Урманцева, главный редактор журнала «Наука и жизнь» Елена Лозовская, заместитель проректора МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Гусев.

О чем говорили специалисты? Проблема взаимодействия науки и общества на фоне наблюдающегося, к сожалению, во всем мире понижения интереса к науке, в настоящее время в России выходит на первый план. Необходимо решить вопрос о том, как должна быть выстроена система «наука – журналистика — общество». Конечная важнейшая цель научных коммуникаций – развитие интеллекта нации. Была обсуждена предложенная проблема: как и в какой форме транслировать информацию о достижениях большой науки в адрес широкой аудитории, людей разных возрастов, рода занятий, увлечений, уровня образования?

Любовь Духанина, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке, Председатель Российского общества «Знание» (РОЗ) http://znanie-mo.ru/lyubov-duhanina-vozglavila-rossijskoe-obshhestvo-znanie_1321/, созданного в 2016 году по указу Владимира Путина, рассказала о международном проекте по популяризации науки «Science Slam», развивающемся при поддержке РОЗ. Российское общество «Знание», занимаясь проблемами и просвещением представителей пожилого населения страны, открыло «Университет третьего возраста». В поддержку темы людей «серебряного возраста» и их взаимоотношений с молодежью представитель СарФТИ Елена Юткина сообщила о недавнем опыте проведения в рамках благотворительной программы «Статус: Онлайн» просветительского проекта компьютерной грамотности людей старшего поколения: «В СарФТИ организовали курсы компьютерной грамотности для пенсионеров. В первый раз охватили 100 человек, в основном были ветераны РФЯЦ-ВНИИЭФ. Программа оказалась важна и для пожилых людей, и для самих студентов. Участников курсов научили регистрироваться на портале государственных услуг, в социальных сетях. Успех колоссальный: информация «разлетелась» по СМИ, город узнал о нашем институте и с этой стороны, власти заинтересовались данной программой» https://sarfti.ru/?p=9480.

Любовь Духанина выступила с предложением сформировать корпус лекторов и специалистов для чтения просветительских лекций по самым разным научным областям. Кстати, Любовь Николаевна — выпускница МИФИ, возглавляет в Ядерном университете кафедру педагогики и методики естественнонаучного образования №74.

28 июля состоялся круглый стол на тему «Формат и тематика просветительских лекций: учить или развлекать?». Вниманию участников были предложены примеры лекций ученых, предназначенные для публичных выступлений перед широкой аудиторией: «Математика хаоса» — Георгий Малинецкий, д.ф.-м.н., профессор, Институт прикладной математики им М.В. Келдыша РАН, зав.кафедрой НИЯУ МИФИ; «Энергия для цивилизации» — Виктор Цибульский, д.т.н., Советник Президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»; «Этническое многообразие: условия бесконфликтности» — Елена Данилко, этнолог, д.ист.н., старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

По итогам каждой из лекций были организованы дискуссии и практические занятия, обсуждались форматы просветительских научных мероприятий. Участники круглых столов получили информацию о том, как взаимодействовать с информационными агентствами, научными изданиями, учеными, каким образом заинтересовать в своем материале редакторов СМИ, обучились основным правилам создания научных пресс-релизов и, в свою очередь, предложили Российскому обществу «Знание» (РОЗ) свои мнения по решению проблем научных коммуникаций.

Участники мероприятия побывали с экскурсией в Государственном Дарвиновском музее.

См. также:
http://new.atomic-energy.ru/news/2017/08/03/78210
http://moskva.bezformata.ru/listnews/obshestvennoj-palate-rf-o-slozhnoj-nauke/59647183/
https://mephi.ru/content/news/1387/123514/