529 просмотров

Связь поколений. Студенты СарФТИ знакомятся с именами выдающихся ученых атомной отрасли России: А.Д. Сахаров

Встречи, состоявшиеся в студенческом Клубе английского языка «Fox Vox» 24 – 29 октября, были посвящены знакомству студентов СарФТИ НИЯУ МИФИ с именами ученых, внесших своим талантом и трудом огромный вклад в основание и развитие атомной отрасли России. На английском языке о выдающихся ученых рассказали своим однокурсникам студенты 2 курса физико-технического факультета группы ТМ-21.

Студенты Илья Корякин и Юрий Иванков подготовили презентацию о физике-теоретике, академике АН СССР, общественном деятеле и борце за права человека — Андрее Дмитриевиче Сахарове. Они рассказали, что в 40-60-е годы 20 века на спецобъекте КБ-11- так назывался будущий Саров, А.Д. Сахаров проработал почти 20 лет. Здесь он стал одним из создателей первой советской водородной бомбы (РДС-6с) и самой мощной водородной бомбы в истории («Царь-бомба»). Именно в Сарове физик Сахаров реализовал себя как ученый-теоретик, был признан коллегами, минуя ступень член-корреспондента, стал академиком, лауреатом, трижды Героем Соцтруда. К 100-летию ученого в Сарове в 2021 году по инициативе руководства РФЯЦ-ВНИИЭФ был установлен памятник (см. об этом https://sarfti.ru/?p=22028). Памятник Сахарову —  профессору МИФИ, лауреату Нобелевской премии мира, также был торжественно открыт в НИЯУ МИФИ на Аллее Нобелевских лауреатов (подробнее см. https://sarfti.ru/?p=22165 ).

Ребята узнали о той исключительной роли, которую сыграл А.Д. Сахаров и его идеи в создании первой в СССР водородной бомбы и разработке последующих, более совершенных образцов термоядерного оружия. Известно, что самые авторитетные лица Советского атомного проекта: Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Яков Зельдович — отмечали, что Андрей Сахаров «достиг крупнейших результатов, поставивших его на первое место в Советском Союзе и во всем мире в важнейшей области физики».

Студенты обсудили мнение А.Д. Сахарова о применении термоядерного оружия. Ученый, осознавая губительные последствия гонки ядерных вооружений, призывал ограничить и взять под контроль ядерные испытания. Он писал: «Главным для меня было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда — все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы (подразумевавшиеся неизбежными) были не напрасными. Моя самая страстная мечта — чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось».