940 просмотров

Участники проекта «Школа – вуз – предприятие» провели серию экспериментов

В Саровском физико-техническом институте (СарФТИ) НИЯУ МИФИ 26 октября завершился первый цикл встреч в рамках городского проекта «Профтренд. Школа – вуз – предприятие».

Преподаватели СарФТИ НИЯУ МИФИ Максим Пухов и Дмитрий Замотаев — научные сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ, и Андрей Додин на последнем занятии цикла не только рассказали старшеклассникам школ №5 и №20 о прочности различных материалов и особенностях работы с 3D-печатью, но и провели опытные испытания в лабораторных условиях и в виртуальной среде.

– Сегодня ребята вместе с нами провели серию реальных экспериментов. С помощью 3D-принтера была подготовлена партия образцов, имеющих разные характеристики. Участники профпробы сначала изучили, как настроить плотность и паттерн заполнения 3D-модели, чтобы одинаковые по размерам образцы имели отличающиеся прочностные свойства. Затем на специальной разрывной машине в лаборатории «Статистическая прочность и материаловедение» кафедры технологии специального машиностроения были выявлены свойства ABS-пластика, из которого напечатаны образцы. Далее полученные эмпирические данные использовались уже в виртуальном эксперименте – программной имитации нагрузок на работающий пропеллер квадрокоптера, – рассказали преподаватели.

Андрей Додин пояснил:

— В ходе экспериментов ребята смогли самостоятельно прийти к выводу, что послойную (FDM) 3D-печать нецелесообразно использовать для изготовления лопастей пропеллера. Расчеты с помощью разработанного в РФЯЦ-ВНИИЭФ программного пакета «ЛОГОС» показали, что пропеллер, напечатанный на 3D-принтере, сломается, не выдержав аэродинамических нагрузок, и квадрокоптер не только не достигнет заданной цели, но, возможно, даже не взлетит. Ценный вывод нашей профпробы: для задачи производства элементов винта дрона нужно использовать другие материалы или другой способ изготовления, например, литьё или фрезерную резку.

Старшеклассники назвали состоявшиеся профпробы самыми запоминающимся. По их мнению, такие практические работы полезны тем, что они запоминаются конкретикой, помогают более серьезно относиться к изучению в школе математики и физики, условиям соблюдения чистоты эксперимента, а также под другим, уже более практическим углом понять задачи и оценить деятельность научных сотрудников ядерного центра «ВНИИЭФ».

Именно в таких выводах, получаемых от участников профпроб, и состоит ценность профориентационного проекта «Школа – вуз – предприятие», считают его организаторы, работающие со школьниками на площадках СарФТИ НИЯУ МИФИ.

В ноябре в вузе стартует новый цикл профпроб проекта ШВП, он будет состоять из восьми занятий. В СарФТИ для участия в проекте придут учащиеся 8-10 классов саровских школ № 7 и №10.