Яков Зельдович, которого нередко называли советским Леонардо да Винчи, родился 111 лет назад, 8 марта 1914 года.
Знаменитый физик, один из создателей водородной бомбы, профессор МИФИ Яков Борисович Зельдович внес большой вклад не только в ядерную физику, но и в развитие военной техники. В годы Великой Отечественной войны он усовершенствовал знаменитую «Катюшу».
— Да, Яшка все-таки гений! – восхищался им Игорь Курчатов.
Зельдович не ходил ни в первый, ни во второй классы школы, он поступил сразу в третий и получал отличные оценки по многим предметам. Любовь к науке и одаренность проявлялись в нем с самого раннего детства. Он не окончил ни одного из вузов, в которых учился, не получил диплома о высшем образовании и, тем не менее, был прекрасно образован.
Высшая аттестационная комиссия выдала Зельдовичу специальное разрешение на защиту диссертации без вузовского диплома. В возрасте 22 лет Яков Зельдович защитил кандидатскую, в 25 – докторскую диссертацию, а в 27 лет уже работал над усовершенствованием «боевой машины 13» (БМ-13) – легендарной «Катюши».
14 июля 1941 года семь пусковых установок первой экспериментальной батареи реактивных минометов («Катюш») нанесли удар по скоплению немецких войск в центре смоленского городка Рудня. Новое оружие произвело ошеломляющий эффект. Над батареей взметнулось облако пыли и дыма, в сторону врага понеслись с ревом огненные стрелы, оставляя за собой мощные ярко-белые хвосты газовых струй. Через несколько секунд там, где находился противник, взметнулись высокие фонтаны разрывов.
В годы Великой Отечественной войны «Катюши» стали настоящей инновацией. Их боевая мощь была невероятной для того времени. Но БМ-13, возможно, не назвали бы «оружием победы» без Якова Зельдовича. Дело в том, что у мощных реактивных снарядов «Катюш» был один существенный недостаток – они могли самопроизвольно взрываться. Это было связано с нестабильным горением пороха внутри снарядов, особенно в холодную погоду. Решить проблему было поручено Зельдовичу.
В 1941 году Зельдович вместе с возглавляемой им научной лабораторией был эвакуирован в Казань, где всего за пару месяцев открыл новый, более эффективный и безопасный тип горения пороха. Кроме того, ученый сумел доработать баллистику снарядов, чтобы они могли лететь еще дальше.
Зельдович вообще был большим специалистом в вопросах горения и детонации. Он начал изучать эти физические явления еще в 1938 году, когда заведовал лабораторией в Институте химической физики АН СССР. Большинство работ Зельдовича в этой области стали фундаментальными — например, теория зажигания накаленной поверхностью.
Разработки Зельдовича, сделанные в 1941 году, так и остались тайной для нацистской Германии, которая не смогла разгадать секрет «Катюш» до самого конца войны.
Труд академика не остался незамеченным: в 1943 году, всего в 29 лет, он получил свою первую Сталинскую премию. С 1946 по 1948 год Яков Зельдович заведовал теоретическим отделом Института химической физики РАН, одновременно являясь профессором МИФИ.
В 2020 году к 75-летию российской атомной промышленности, на территории Университета «МИФИ» был установлен памятник создателям советского атомного проекта.
Кажется, что Игорь Васильевич Курчатов, Яков Борисович Зельдович и Юлий Борисович Харитон запечатлены в момент важной для всех троих дискуссии. О чем они беседуют? Возможно, как раз о колоссальной мощи, скрытой в ядре атома, который находится в центре этой скульптурной композиции?
- Портрет Якова Зельдовича относится к работам известного фотографа Сергея Новикова.
- Аллея МИФИ — 10 памятников великим ученым России, русским и советским физикам и педагогам. Автор всех композиций — скульптор Александр Миронов, выпускник МИФИ. Информацию о каждом из ученых и фотографии памятников –https://mephi.ru/press/news/23727, а также https://dzen.ru/a/Z6OoKQIiWnDkTDtM