287 просмотров

О профориентации молодежи и выпускников школ – из опыта работы НИЯУ МИФИ рассказала на ПМЭФ проректор Елена Весна

Последний день работы Международного экономического форума в Санкт-Петербурге был посвящен молодежи – на площадке ПМЭФ прошел Международный молодежный экономический форум. 17 июня на дискуссии «Путь к призванию: современные инструменты профориентации молодежи» в рамках ММЭФ-2023 выступила проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна.

Открывая дискуссию, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина привела такие данные:

согласно опросам, только треть школьников к 11 классу определяется с выбором профессии; более 70% старшеклассников представляют, в какой вуз будут поступать, но не знают, кем хотели бы работать после его окончания; больше половины выпускников университетов не работают по специальности.

Когда происходит выбор профессии? Кто на него влияет? Как сориентироваться в современном мире, где насчитывается более 180 тысяч научных специальностей? Какие практики работы по профориентации и профессиональному развитию наиболее эффективны? Как должны измениться подходы к профориентации школьников и студентов в перспективе до 2030 года? Эти актуальные вопросы молодежной политики обсудили спикеры и участники дискуссии.

По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, само понятие профориентации нуждается в переосмыслении, ведь основная профориентационная практика – информирование школьников о различных профессиях – сегодня не работает. Елена Борисовна поделилась решениями НИЯУ МИФИ в этой области:

«В составе университета есть два лицея. В какой-то момент мы пришли к выводу, что бессмысленно рассказывать школьникам про университет и про атомную отрасль. Надо рассказывать про то, чем занимаются инженеры, про важные задачи, интересные проекты, современные лаборатории. Лет десять тому назад мы привлекли к участию в нашей приемной кампании представителей «Росатома». Тогда это выглядело странно. Но оказалось, что как раз такое партнерство очень важно для одаренных детей, которые мыслят на перспективу, думают не о том, куда поступить, а о том, что делать после окончания вуза. Когда мы начали больше и подробнее рассказывать о возможностях трудоустройства, у нас и конкурс стал выше».

Сегодня ребята в лицеях университета решают кейсы, которые разрабатываются совместно с индустриальными партнерами вуза, вместе работают над интересными задачами, пробуя свои силы в разных профессиях.

«У нас огромная программа по проектной деятельности. Мы не называем это профориентацией, но, удивительным образом, ребята после этого хотят идти к нам учиться, а к нашим индустриальным партнерам – работать. Мы ориентируем не в профессиях, а в задачах, которые решает человечество с помощью тех или иных специалистов», – добавила Елена Весна.

По данным проректора НИЯУ МИФИ, только 7-10% детей самостоятельно выстраивают свою образовательную и карьерную траекторию, остальным помогают друзья и родители. И одна из задач профориентации – научить ребят относиться к выбору осознанно и проактивно. Тем более, что сегодня открываются новые каналы диалога между бизнесом и университетами, создаются площадки, где на равных могут говорить школьники, студенты и профессионалы.

«Когда ребята привлекаются к профессиональному диалогу, это работает. У нас на любое занятие в рамках проекта «Попробуй поучиться в МИФИ» может прийти школьник. Это одна из форм открытости. Таких форм много, они работают гораздо лучше, чем традиционные профориентационные мероприятия, такие как доклад о какой-либо профессии по заданию учителя», – уверена Елена Весна.

С проректором НИЯУ МИФИ согласились и другие участники дискуссии – разговор продолжился. Об этом – далее по ссылке https://mephi.ru/press/news/20894

Подобные практики работы со старшеклассниками существуют и в Саровском физико-техническом институте (СарФТИ) НИЯУ МИФИ. Это межрайонные турниры по математике и физике с участием иногородних школьников, встречи с преподавателями вуза и специалистами РФЯЦ-ВНИИЭФ, базового предприятия СарФТИ, на Днях открытых дверей вуза, практические и лабораторные занятия по программе проекта «Школа – вуз — предприятие» и «Школа – вуз — Росатом» и другие.