На Научной сессии, проходившей 4-5 февраля в НИЯУ МИФИ, заместитель руководителя СарФТИ НИЯУ МИФИ Тимофей Соловьев рассказал коллегам об опыте работы нашего вуза в области разработки образовательных программ и конструктивного сотрудничества с базовым предприятием Саровского физтеха – Российским федеральным ядерным центром «ВНИИЭФ».
С 1 сентября 2026 года российским университетам предстоит перейти на новую систему высшего образования. На Научной сессии МИФИ эксперты обсудили, в чем суть нововведений, как будут трансформироваться образовательные программы университета и зачем нужны перемены.
Открыла обсуждение проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна, выступив с докладом «О переходе на новую систему высшего образования». Проректор напомнила о том, что дискуссии о необходимости трансформации системы высшего образования ведутся не один год, и они до сих пор актуальны, потому что потребность в изменениях действительно назрела. И речь вовсе не о количестве лет, необходимых для обучения. Главная проблема в том, считает проректор, что образовательные программы сегодня зачастую отстают от запросов рынка труда, не практико-ориентированы, медленно адаптируются к технологическим изменениям. Как следствие, выпускники не оправдывают ожиданий работодателей и не способны сразу после окончания университета приступить к решению конкретных практических задач.
— В концепции бакалавриата не заложена возможность приступить к работе сразу после окончания вуза. Профессиональные компетенции выпускника необходимо «докручивать» либо непосредственно на производстве, либо в магистратуре. Реформа высшего образования предполагает не только введение гибких сроков освоения образовательных программ, от 4 до 6 лет, но и ориентированность на запросы рынка труда, глубокую интеграцию с работодателями в процессе подготовки кадров. В дипломе будет указываться конкретная квалификация, отражающая область профессиональной деятельности. В результате развивающаяся экономика должна получить выпускников, которые сразу после окончания вуза готовы решать профессиональные задачи на рабочем месте, способны организовывать процессы, трудиться в команде, генерировать новые идеи, – подчеркнула Елена Весна.
Проректор также рассказала о пилотном эксперименте по введению новой системы высшего образования, в котором приняли участие шесть российских вузов. МИФИ в пилоте не участвовал, тем не менее, в нашем университете уже разработаны и успешно внедряются образовательные программы, полностью соответствующие новым требованиям.
Руководитель Института физико-технических интеллектуальных систем (ИФТИС), заместитель директора ФГУП «ВНИИА» Дмитрий Юрков уверен, что за четыре года бакалавриата подготовить инженеров-разработчиков, соответствующих требованиям современного рынка труда, невозможно.
— Нам необходим шестилетний специалитет со стажировками и практикой на предприятиях. Причем, на пятом курсе практика может занимать до трех рабочих дней. За таких выпускников работодатели точно будут бороться. Мы в ИФТИС сами были инициаторами перехода на новую модель высшего образования, – сказал Дмитрий Юрков.
Директор Института ЛаПлаз МИФИ Андрей Кузнецов привел в пример образовательные программы «Математика и науки о данных» и «Управляемый термоядерный синтез и плазменные технологии», которые, по сути, прекрасно вписываются в концепцию новой модели высшего образования: студенты получают фундаментальные знания, ведут научно-исследовательскую работу, активно участвуют в крупнейшем международном проекте ИТЭР, проходят практику.
— В ЛаПлаз соблюдаются все основные принципы современной базовой инженерной подготовки – непрерывность образовательного процесса, практико-ориентированность, единство научно-образовательного пространства, – отметил Андрей Кузнецов.
Заместитель руководителя Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ Тимофей Соловьев поделился опытом вуза в создании новых образовательных программ, соответствующих вызовам времени.
В заключение прозвучало выступление директора Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Алексея Ларионова (иеромонаха Родиона). Он затронул такую непростую тему как трансформация социо-гуманитарного образования в технических университетах в контексте национальных приоритетов. Зачем физикам лирика? Нужно ли преподавать в инженерных вузах философию? Как будущим инженерам-исследователям успевать писать рефераты по истории? Сколько часов необходимо выделить на освоение гуманитарных дисциплин? Что такое метаязык? Разговор получился серьезным.
Неудивительно, что завершился первый день научной сессии МИФИ бурной дискуссией, в которой вопросы звучали гораздо чаще ответов. И это здорово! Потому что, как писала поэтесса Новелла Матвеева, «мудрец вопросы миру задает»…
Источник https://mephi.ru/press/news/23993